Ставропольская краевая библиотека для молодежи имени В.И. Слядневой

Контактная информация:
Телефон/факс: (8652) 28-32-65

Электропочта:

Часы работы: ПН-ПТ: 10:00-19:00, ВС: 10:00-18:00, СБ: выходной
Каждый последний четверг месяца - санитарный день


















Сказка для потерянных детей

Рассуждать о Толкиене — это покушаться на святое.
Есть масса людей, которые изучают тексты Профессора как священное писание
и уличают его самого в ошибках в эльфийской грамматике.
Есть масса взрослых людей, всерьез шьющих себе плащи из занавесок
и строгающих деревянные мечи; людей, требующих записать их национальность
в паспорте как «хоббит», и людей, примеряющих к себе звучные эльфийские имена.
Все это показывает, что в случае с «Властелином колец» мы имеем дело
не с литературой, или, точнее, не только с литературой.

Дмитрий Быков,
писателе, журналист

Собственно, «Властелин колец» -это одно из немногих культовых художественных произведений в полном смысле слова, то есть ставших предметом культа и породивших колос-сальную субкультуру. Впрочем, на ровном месте субкультура не вырастает; для культа надо еще, чтобы произведение выражало настроение эпохи, ловило то, что витает в ее воздухе, передавало состояние социума. И то, что настроение социума лучше всего выражается детской сказкой, внушает за него определённые опасения, А с другой стороны, и надежду тоже: сказка-то хорошая.

Толкиен в самом деле уловил то, что витало в воздухе. Он изложил основные коллизии XX века очень узнаваемо, Именно в XX веке впервые в человеческой истории появилось ощущение гига¬нтской тени, нависшей над всем миром. Мрак разворачивается над миром и готов поглотить без остатка все человечество, Раньше Земля была большая - куда-то можно было бежать, где-то спастись, отсидеться; где-то были земли, не тронутые разрушением и варварством. А XX век доставил глобальную катастрофу каждому лично, положил ее у круглых дверок хоббичьих норок - не спрячешься, не отсидишься, хочешь - не хочешь, а надо с этим что-то делать,

«Властелин колец» -это история Второй мировой войны, рассказанная для детей. Ровно в той мере, в какой дети могут вместить в себя Вторую мировую войну.

Поэтому в саге Толкиена нет того зловещего диапазона жестокостей, на которые оказалась так щедра история XX века:

Чтобы убедиться, что зло - это зло, его не надо детализировать и живописать. Толкиен вообще относится к злу безо всякой зачарованности, пишет его без удовольствия. Зло у него прежде всего мерзко, а потом уже страшно - воистину христианский взгляд. Зато добро у него привлекательно безо всякого сиропа и блесток.

Толкиен нашел замечательный антураж для современных коллизий, умело вписав их в традиционную для Запада мифологическую парадигму. Это обаятельный и чудесный мир - не такой скучный и страшный, как привычный читателю мир асфальта, бензина и механизмов. Мир Средиземья - живой, дышащий, родной, как райские воспоминания детства, когда деревья были большими и умели разго¬варивать, оттого и терять его так страшно, и спасти так хочется.

Тень наползает на этот мир, вместе с которым уйдут и норка, и розы, и эльфы, и пони, и драгоценные камни, и серебряные мечи, и фейерверки по праздникам, и никуда не деться — мир надо спасать. В этом огромное отличие книги Толкиена от всей предыдущей героической литературы: героические дела в ней совершаются совершенно негероическими персона¬жами. В ней есть и неземной красавец с луком, и роскошные воины с мечами и в плащах, а подвиг приходится совершать не им, а нелепому карлику с волосатыми лапками. Великую битву за спасение мира выигрывает не титан, а обыватель. Не ратным подвигом, а терпением и настырностью, В эпосе мстят, завоевывают и покрывают себя ела вой, а здесь и главная движущая сила не эпическая, а житейская: если я не спасу мир, который люблю, никто его не спасет.

При этом как художник Толкиен не особенно силен: трилогия его весьма однообразна, а иногда и затянута, и долгие переходы по пустошам и горам с тревожными мыслями и одинаковыми диалогами сливаются в одну бескрайнюю усыпительную страницу, И тем не менее, многостраничную сагу читают и взрослые с высшим образованием, и не желающие вообще ничего читать третьеклассники, которые этот толстый кирпич, однако, осиливают, хотя и пропускают половину странствий и диалогов.

Пожалуй, именно с топкиеновской трилогии сказка перестала быть детским чтением. Вся вторая половина XX века пестовала сказку в качестве подходящего чтения для умных взрослых - возьмите хоть Ричарда Баха и Сент-Экзюпери; кончилось проклятое столетие всемирным триумфом Гарри Поттера и расцветом кинематографических сказок-блокбастеров, в обойму которых обе культовых саги немедленно и точно вписались.

Такой век, как двадцатый, иной культуры и породить не мог. Он, конечно, дал небывалый взлет цивилизации и технологий, но доброй памяти о себе не оставил и окончился полным распадом. А в мировой культуре возобладало чтение и зрелище для младших школьников. Двадцатый век заставил человека захотеть домой, в детство, На мягкую траву, к лошадкам и баталиям на деревянных мечах и чудесам по взмаху волшебной палочки. Ибо на то, что есть, - глаза бы не смотрели.

Толкиен первым, наверное, научился писать для таких потерянных больших детей, проживших скучное детство, гряз¬ную и пошлую юность и безрадостные зрелые годы - и теперь впадающих в детство, потому что хоть там было что-то настоящее.'

И это, в общем, не худшее, что могло случиться с человеком. Потому что в де¬тском чтении до сих пор еще добро и зло понятны и чётко определены, от главного героя что-то зависит, а ценность персонажей определяется их личными качествами, а не условными единицами. В детском чтении, наконец, есть редкая и прекрасная особенность: там не противно самоотождествляться с главными героями. Потому и цветёт эта субкультура, потому и бегают подростки с мечами по садам и паркам, что человеку всё равно хочется быть благородным и прекрасным, творить чудеса, побеждать врагов, жениться на принцессе и спасти мир. Там верх -вверху, низ - внизу, а человек совершает хорошие поступки.

Так что есть надежда, что у взрослых, выросших на этой литературе, следующий век получится лучше, чем тот, в котором родились мы.


Портал Культура.рфНациональная электронная библиотека
 

© ГБУК СК "Ставропольская краевая библиотека для молодежи имени В.И. Слядневой" 2018.
Запрещено копирование, воспроизведение, распространение или использование иным способом любых материалов без ссылки на источник.

Адрес: 355008, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 15, 2 этаж. Схема проезда.

Создание сайта
веб-студия "26"